Сегодня в Конгресс-зале ТПП РФ состоялось второе заседание Совета по конкурентоспособности и промышленному развитию экономики России по теме «Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны».
На заседании Председатель Совета Константин Бабкин озвучил свои предложения по экономической стратегии и регулированию внешнеэкономической деятельности страны, а также экспортно-импортной политики.
Так, по мнению Г-на Бабкина, главной целью социально-экономического развития России до 2030 года должна стать новая индустриализация. Мероприятия по импортозамещению в промышленности и поддержке экспорта позволят обеспечить внутреннюю экономическую безопасность страны и создать альтернативные сырьевым источники экспорта.
«Реализация антикризисных мероприятий, отдельных мер по поддержке экспорта, привлечению инвестиций, импортозамещению без ориентации на главную цель позволит лишь на время замаскировать существующие проблемы, но не добиться их решения» – заявил Бабкин.
Для перехода на новую экономическую политику необходимо установить в качестве приоритета развитие обрабатывающих секторов промышленности и перейти от фискальной к стимулирующей внешнеэкономической политике. Стимулирующая экономическая политика, в свою очередь, должна носить системный характер, т.е. реализовываться одновременно по всем направлениям государственного регулирования хозяйственной деятельности. Так, невозможно рассматривать вопросы государственного регулирования ВЭД в отрыве от проводимой внутренней промышленной политики, развитие несырьевого экспорта без создания условий, стимулирующих развитие производств с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке.
Стимулирующая экономическая политика в области регулирования ВЭД должна быть направлена на выравнивание конкурентных условий между российскими и иностранными производителями. Необходима разработка нетарифных мер поддержки, учитывающих специфику функционирования той или иной отрасли (налоговая нагрузка, стоимость кредитных ресурсов, энергии и комплектующих, логистика, административные расходы и пр.), либо в отсутствии такой возможности – повышение ставок ввозных таможенных пошлин с учетом уровня тарифной защиты необходимого для каждого отдельного вида продукции. В основе стимулирующей политики в области регулирования ВЭД должно быть выстраивание четких приоритетов промышленного развития, классификация и приоритизация развития отраслей экономики.
Принципами реализации стимулирующей экономической политики в области регулирования ВЭД должно стать активное и масштабное финансирование государственных программ экспортного кредитования (в настоящее время единственный доступный в рамках правил ВТО инструмент финансовой поддержки экспорта); кардинальный пересмотр политики участия РФ в ВТО, что влечет за собой либо выход из этой организации, либо выстраивание активной стратегии проведения международных торговых переговоров, которая в настоящее время отсутствует; повышение эффективности использования механизма государственных закупок отечественной продукции; приоритет реализации совместных проектов, развития промышленной кооперации с государствами-членами ЕАЭС, выработки совместной стратегии проведения международных торговых переговоров в целях совместной защиты интересов ЕАЭС на площадке ВТО.
Одним из ключевых вопросов повестки Совета, стала новая редакция плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Предложения Совета ТПП касались как корректировки уже имеющихся пунктов «дорожной карты», так и разработки новых.
Например, п. 8 Дорожный карты предусматривает финансирование импортной продукции, содержащей российские комплектующие. Члены Совета считают, что актуальнее была бы прямая поддержка производства и экспорта российских комплектующих, вместо прямого субсидирования импорта, которое будет наносить дополнительный ущерб российским производителям.
Пункт 49 – о проекте ФЗ «О поддержке экспорта». На данный момент закон носит декларативный рамочный характер и не содержит необходимых, отвечающих общемировым практикам мер поддержки экспорта. Например – связанное финансирование, когда финансирование стран-партнеров России напрямую увязывается с поставками в эти страны российской промышленной продукции. Или механизм субсидирования экспорта лизинговых услуг – очень востребованный механизм в странах, где сложно получить кредитные средства. Не говоря уже о политической поддержке экспорта, когда представители власти самого высокого уровня продвигаю национальную продукцию в международных встречах, как например «ножки Буша» или белорусские трактора МТЗ. Члены Совета предлагают внедрить использование всего многообразия мер поддержки экспорта, как страхование и гарантирование экспортных сделок, оказание информационно-консультационной поддержки, компенсация затрат на ведение выставочно-ярмарочной деятельности и пр.
В заседании Совета по конкурентоспособности и промышленному развитию экономики России по теме «Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны» приняли участие представители всех ведомств, ответственных за подготовку «дорожной карты»: Минфин России, Минпромторг, Минэк России, Внешэкономбанк, Российский Экспортный Центр и АСИ.
Так же, членами Совета было рассмотрено предложение Республики Беларусь по повышению ставок ввозных таможенных пошлин с 0 до 5% отношении машин инжекционно-литьевых (термопласт автоматы, код ТН ВЭД 847710). Итогом стало решение поддержать подход Республики Беларусь касательно повышения уровня таможенно-тарифной защиты для товаров, производство которых налажено или планируется к запуску на территории ЕАЭС и обозначить необходимость стимулирования кооперации производителей государств-членов ЕАЭС.
Источник публикации: Пресс-служба МЭФ