Пасмурным днем 10 февраля, где-то между оттепелью и заморозком, в историческом здании старой Москвы, в помещении РАНХиГС состоялось первое заседание дискуссионного клуба Фонда «Медиастандарт» под названием «Честные новости: кому они нужны, и можно ли на них заработать?».
Я мог и не попасть на эту дискуссию со столь интригующей темой, поскольку меня сначала аккредитовали, а потом предупредили, что могут и не пустить, поскольку мест всего 50, а от желающих поучаствовать, отбоя нет. Я не был удивлен: по моей практике, именно такими словами сопровождалось большинство мероприятий правых: они как бы открыты для общения, в смысле – сторонники демократических принципов, но в узком кругу.
Организаторы анонсировали, что в обсуждении примут участие главные редактора таких СМИ, как: РБК, «Ведомости», «Интерфакс», Forbes.ru, Slon.ru, Meduza.ru, КоммерсантЪ, Takiedela.ru, Arzamas. На деле были их представители, кроме Галины Тимченко – главного редактора интернет-издания Meduza.ru. Практика привлечения прессы на участие первых лиц типична для сегодняшнего дня и уже никого не удивляет. В этом смысле организаторы мероприятия – Фонд «Медиастандарт» и Комитет гражданских инициатив совместно с Liberal Arts College РАНХиГС действовали технично с точки зрения PR-технологий.
В реальности дискуссия не вызвала бешеного интереса со стороны общественности: маленький зал оказался заполненным в основном студентами. Мероприятие состояло из трех частей.
Я терпеливо ждал, когда спикеры начнут говорить про «честные новости», делиться практикой, убеждать присутствующих в том, что новости всегда должны быть честными и самыми значимыми для общества, и именно в этом состоит смысл журналистики.
Но разговор как-то сразу пошел в русле: «Как зарабатывать на новостях?» и больше походил на редакционную планерку, проводимую коммерческим директором издания.
Представители СМИ делились опытом, как они привлекают внимание читателей. Ой! Простите! Вырвалось, старомодное словечко. Нет, конечно же, речь шла об увеличении трафика, и технологиях привлечения рекламодателей. Об этом говорили шеф-редактор Vedomosti.ru Екатерина Дербилова, заместитель главного редактора газеты РБК Юлия Ярош, исполнительный директор службы финансово-экономической информации группы «Интерфакс» Юрий Погорелый, шеф-редактор Forbes.ru Максим Товкайло. Модерировал и направлял дискуссию в нужное русло специальный корреспондент Meduza.io Илья Жегулев.
В середине первой части мероприятия известный фермер Василий Мельниченко (директор сельхозпредприятия «Галкинское») попытался вернуть дискуссию к заданной теме – «честным новостям». Вероятно, он хотел обсудить с представителями уважаемых СМИ тему убийственных по отношению к сельхозпроизводителям ценам на кредиты, дизельное топливо, семена, высокий уровень налогов, отсутствие адресной помощи и так далее, но спикеры были озабочены другой тематикой, разговор как-то не пошел и он ретировался.
В середине обсуждения некоторые из выступающих согласились, что новостная повестка дня должна формироваться СМИ самостоятельно, исходя из редакционной политики, общей концепции издания и уважения к читателю, а не на основании гонки за трафиком любой ценой. «Нельзя идти на поводу у аудитории, задача журналиста – формировать картину дня», – сказал Максим Товкайло. Однако, считает он, издания, имеющие большую аудиторию, невольно становятся ее «заложниками», поскольку обязаны учитывать читательский спрос и представлять максимально широкую новостную картину. Но при этом не забывать, что читательский спрос редакции обязаны учитывать только исходя из необходимости увеличения прибыли редакции. Следовательно, если завтра аудитория от редакций потребует публиковать на всех страницах только сцены из фильма «Калигула», то редакции это выполнят. Забавная логика.
Незаметно перетекли к теме «обманок» в новостях. Екатерина Дербилова отметила, что погоня за шокирующими новостями вне тематики издания, например, про совместную жизнь козла и тигра применительно к «Ведомостям», может привести к потере доверия аудитории, на которую медиа ориентируется. Лучше потратить силы редакции на поиск эксклюзивов по своим темам, уверена она.
Юлия Ярош считает, что по концепции РБК – это деловые новости, но политические и социальные новости также имеют значение и влияют, например, на инвестклимат, поэтому издание про них пишет. По ее словам, в РБК стараются учитывать и читательский спрос: «Утро начинается со статистики предыдущего дня, и главные темы обсуждения: самое читаемое, самое нечитаемое, какие темы стали источники трафика». «Это меняет мировоззрение, понимаешь, что интересно читать людям», – подчеркнула представитель РБК.
Главный редактор интернет-СМИ Meduza Галина Тимченко убеждена, что «гонку за трафиком устраивают не журналисты и аудитория, а плохие медиаменеджеры».
Я бы с этим мнением поспорил. Сегодня независимые СМИ в России не имеют иностранных спонсоров, отлучены от государственных грантов и выживают на свой страх и риск. Хотя любой профессионал медиа бизнеса отлично осознает, что трафик, а значит прибыль, приносят лишь шок-новости, чернуха, п…нуха, криминал, сплетни – все касающееся пороков и низменных инстинктов человеческого общества. Журналисты тоже люди и устоять от соблазна не могут. Хотя такое понятие, как журналистика в России почти умерло, как и основные жанры журналистики. Сегодня мы имеем дело с корреспондентами просто фиксирующими события. Не удивительно, что в роли СМИ начали выступать блогеры интернета, основным профессиональным инструментом которых стал мобильный телефон. Это и не хорошо, и не плохо. Это просто другая история. Данность. Производство новостей, а не продукт журналистики.
Разговор о том, как продавать «честную и качественную» новостную информацию на рынке медиа, о новых форматах этой «продукции» продолжился во второй части мероприятия. Модератором дискуссии выступил Эльмар Муртазаев, журналист и бывший главный редактор Forbes Russia. Секретами успеха своих изданий с собравшимися поделись главный редактор Slon.ru Максим Кашулинский, сооснователь издания Meduza Галина Тимченко, основатель “Такие дела” Дмитрий Алешковский, сооснователь интернет-проекта Arzamas Александр Уржанов.
Slon.ru сделал ставку на аналитические материалы в виде авторских колонок. Создатели издания Meduza убеждены, что сегодня традиционные медиаформаты – интервью, журналистике расследования, аналитические материалы, которые должны выходить в новых медиаформатах, доступных для мобильных телефонов.
Новые форматы подачи видео-материалов разрабатывает для своей аудитории и тематический интернет-портал Арзамас.
Представитель Takiedela.ru рассказал, как материалы по социальной тематике помогают собирать деньги на благотворительность, и окупать работу самого медиа.
И конечно в финале поговорили о современном медиа образовании. Основными спикерами по этой теме выступили креативный директор ИД «КоммерсантЪ» Максим Ковальский, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский, декан Liberal Arts College РАНХиГС Евгений Миронов. Модерировал дискуссию директор Фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин.
В основном все остались довольны мероприятием. Кто хотел высказался. Кто хотел спорил. Кто хотел пиарился. А кто-то просто подкрепился вкусными пирожками и бутербродами.
Только вот журналистике от этого не холодно, не жарко, а никак. Так и не нашлось ответа, что первично курица или яйцо? СМИ или аудитория? СМИ – они ведущие или ведомые?
Ответы на эти вопросы не были даны, поскольку и вопросы-то в дискуссии не были поставлены. Я задумался почему? Может, потому, что ответы на эти вопросы могут дать не люди, а реальная жизнь. А вот какая она сегодня и какой будет завтра, во многом зависит от медиа сообщества.
Автор А.Лебедев. Фотограф Галина Савинич.